Психологические аспекты мультикультурализма

Ключевые слова: мультикультурализм, психологические механизмы, реакции сдвига, сплав культур

В последние десятилетия человечество оказалось в ситуации непреходящих военных конфликтов, грозящих непредсказуемыми последствиями и ставящих мир на грань мировой войны. Никогда ранее отдельные группы, народы, страны, не принимали столь близкого участия в решении проблем других стран и народов весьма и весьма удаленных от них пространственно и культурно. В одних случаях это снимало напряжение, в других – усугубляло ситуацию, приводя к эскалации конфликта. Закономерным следствием предотвращения подобных ситуаций стало использование идеи мультикультурализма как политической доктрины и стратегии организации жизни общества.

Мультикультурализм составляет основу государственной политики Азербайджанской республики, за реализацию которой ответственны различные министерства и ведомства, имеет законодательно-правовую базу. Распоряжением Президента страны 2016 год был объявлен в Азербайджане годом мультикультурализма. Этим был подчеркнут важный вклад Азербайджана в укрепление традиций толерантности, расширение межкультурного, межцивилизационного диалога.

Географически и исторически Азербайджан является местом, где представители различных культур жили бок о бок на протяжении столетий, где в течение веков происходило взаимное духовное обогащение цивилизаций, уживались различные религиозные и этнические группы и мирное сосуществование являлось образом жизни граждан. Безусловно, имели место и столкновения того или иного уровня сложности, однако продолжительные войны были нетипичны для этого региона. Народы, населяющие территорию нынешней Азербайджанской Республики, считают накопленный ими культурный опыт мирного сосуществования предметом особой гордости. Одной из наиболее ценных черт азербайджанцев – граждан Азербайджана – является толерантность.

В мире межкультурное взаимодействие особенно усилилось и расширилось в условиях глобализации. Экономическая глобализация с одной стороны, а с другой – высокие темпы урбанизации стали причиной массовой миграции, скоплению представителей различных культур в городах, , что нивелирует культурные различия и порождает много проблем. Во всех случаях в центре процессов находится человек – носитель культурного своеобразия своего народа и обладатель универсальных, общечеловеческих свойств и качеств. Поэтому анализировать межкультурное взаимодействие следует не только в политическом, правовом и социальном аспектах. Чрезвычайно важно выявить психологические механизмы, способствующие или мешающие установлению межкультурных контактов, выявить факторы. благоприятствующие развитию личности в поликультурной среде. Опыт Азербайджана в связи с этим представляет большой интерес.

В 1972 году в Токио на ХХ международном психологическом конгрессе был представлен доклад из Азербайджана «Мультикультуральное скрещивание и изменения психики» [3], в котором автор, Ф.А.Ибрагимбеков анализировал современный ему мир сквозь призму разработанной им дихотомической концепции личности. Считая, одной из проблем мультикультурального скрещивания передачу психологического опыта, представлений о человеке и его связях с миром, он ясно представлял, насколько сложно анализировать вопрос взаимовлияния идей без использования адекватного метода. По его мнению, даже если возможно определить факт предшествования идеи, это еще не является доказательством существования конкретного влияния, что особенно важно в историко-психологическом исследовании. Факт предшествования сходных явлений в разных культурах Ф.А.Ибрагимбеков [2] называет начальным этапом – «потенциальным антиципированием» – а если удается раскрыть, причем достаточно убедительно, пути воздействия – «актуальном антиципированием». Пути воздействия могут быть: а) прямыми, если автор сам сообщает о повлиявших на него источниках и т.д. и б) эвентуальными, когда возможность воздействия признается весьма вероятной. В определенных случаях «потенциальное антиципирование» никак не может быть поднято до уровня «актуального антиципирования». В этих случаях возникает определенная закономерность – «чем более общекультурным представляется психологическое явление, тем меньше возможность поднять антиципированное событие или факт с потенциального уровня на актуальный». В качестве примера Ф.А. Ибрагимбеков использует бытующие в различных культурах мифы, легенды, сказания о запретной любви. Он приводит историю любви Лейли и Меджнуна, воспетую Низами (ХIвек), несколько позднее созданные сонеты о несравненной Лауре Петрарки и о Беатриче – Данте (ХIIвек)). Во всех описаниях выражен предел самопогружения, что является распространенной реакцией личности на подобную ситуацию. «В этом примере налицо «потенциальное антиципирование». Но разве найдется ученый, который сможет доказать «актуальное антиципирование»? Конечно, нет, ибо легенда о Лейли и Меджнуне, описания аутизации в одноименной поэме Низами и воспетая в сонетах любовь Петрарки и Данте совершенно независимы одно от другого и различны по своим мотивам и целям, а историко-временная близость объясняется универсальностью психологии самого чувства любви у человека» пишет Ф. Ибрагимбеков.

Анализируя взаимовлияние психологических идей, он обнаруживает это явление в психологических концепциях и представлениях Востока и Запада, в частности, в психоанализе и психология хинду, в экзистенциализме и дзен буддизме, в ассоцианизме и зороастризме. Например, можно усмотреть единую методологическую основу психологического подхода у Авиценны – великого ученого-энциклопедиста Востока и западной психологии. С одной стороны сам Ибн-Сина находился под определенным влиянием античных представлений, используя которые он создал стройную систему знаний [1], а с другой – как отмечает историк медицины Б.Д.Петров «Ассоциативный эксперимент, творцом которого считается психиатр К.Юнг, является не больше как воспроизведением эксперимента Ибн-Сины, утверждавшего взаимную связь физиологического и психического».

Хорошо известно, что идеи и произведения Ибн-Сины были широко распространены в Европе. Поэтому, не исключено, что этот случай может служить ярким примером «актуального антиципирования» – считает Ф.Ибрагимбеков. 🔹Касаясь механизма исторических изменений психики, Ф.А.Ибрагимбеков постулирует, что подобные изменения оказываются возможными в результате «флюктуаций экстензии и экспансии психических явлений», а это « порождает сдвиги в саморегулирующихся механизмах физиологического и психологического порядка, которые выступают как новые, ранее на встречавшиеся реакции личности или видоизменения прежних». При этом он определял круг “реакций сдвига”, исходя из того, что в «процессе развития реализуется дихотомия терявших свою значимость функций (свойств, особенностей) на ее составляющие и, что новые механизмы возникают в результате интеграции этих составляющих». В реакциях сдвига раскрывается отношение человека к социальному предмету и поэтому они являются индикаторами исторических изменений психики.

Осуществленная классификация реакций сдвига включает в себя: а) реакцию отчуждения или реакцию на отчуждение, возникающие при непонимании происходящего, б) реакцию смирения или напряжения, при императивном воздействии,в) реакцию аутизации или экспликации, при невозможности реализации влечения (фрустрации), г) реакцию депривации или реакции на депривацию, при ограничении свобод (изоляции), д) реакции типа аноми, при морально-этических ограничениях, е) психосоматические реакции, ж) реакцию акселерации.

Обращает на себя внимание, что различные религиозные учения, составляющие содержание разных культур, были одинаковыми по своей психогенной основе и возникали как реакции на отчуждение. Таковы, например, учение Заратустры, порицавшего аскетизм, и Будды, призывавшего к аскетизму. Иными словами, на разных территориях, в различных культурах, но в одну и ту же эпоху, следуя одинаковому психологическому механизму, возникали разные учения

В историческом развитии психики отчуждение и реакция на него все время сменяли друг друга с неуклонной тенденцией превалирования последней. Последовательные изменения психики выражаются также в реакции смирения и реакции напряжения, имеющих общечеловеческий характер.

Являясь результатом исторических изменений психики, реакции человека на ситуацию, исключающую возможность реализации влечения (при фрустрациях), выливались в форму аутизма, самопогружения, которые сменились в последующем реакциями экспликации, экстраверсии. Согласно Ф. Ибрагимбекову подобных примеров можно во множестве найти в литературном творчестве разных времен и народов. В ХХ веке реакция на отчуждение выражалась, например, в форме революционного гуманизма и/или безрелигиозного интеллектуализма, а весьма распространенные реакции напряжения, часто приобретают характер стресса, проявляясь повсеместно в формах психосоматических заболеваний или агрессии.

Выявление реакций сдвига, характеризующих современность, облегчается, если обратить внимание на поведение молодежи, поскольку молодежь более чувствительна к изменениям и склонна к открытому проявлению своих переживаний.

Резюмируя, можно сказать, что, несмотря на «общечеловеческий характер реакций сдвига и универсальность механизма психических изменений», мультикультуральное взаимодействие разрыхляет внутренние связи в культурах. Вместе с тем это не приводит к появлению какого-то нового “сплава культур”. «Культурная конформация оказывается лишенной определенности внутренних связей… и поэтому весьма лабильной»- писал Ф.Ибрагимбеков.

Через почти полвека можно констатировать, что действительно, «сплава культур» не произошло, а в условиях взрыва многостороннего общения и широкого распространения демократических идей, конфигурация культуры сохраняется, однако, лабильность внутренних связей инициирует развитие гибкости и расширяет возможности личностного роста, включая признание права другого быть другим. На уровне процессов, проходящих в обществе, практическую реализацию этого обеспечивают психологические механизмы межкультурного взаимодействия, а на политическом и правовом – реализация идей мультикультурализма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ибн-Сина. Канон врачебной науки, кн.3, т.1, Ташкент: 1958

2. Ибрагимбеков Ф.А. Восток-Запад. Взаимообогащение психологически исканий в различные исторические периоды. В сб. Этнопсихологические проблемы личности. Баку:1985

3. IbragimbekovF.A. MulticulturalCrossingandChangesofPsyche. Short Communications Prepared for the XX International Psychological Congress. M., 1972, с.146—164 (англ.); XXth International Congress of Psychology: August 13—19, 1972, Tokyo, Japan: Proceedings. Tokyo, 1974, с.157—159 (англ.).

Müəllif : Psixologiya üzrə fəlsəfə doktoru, professor, BDU-nun Gender və Psixologiya kafedrasının müdiri Rəna İbrahimbəyova

Mənbə : “Psixologiya Zirvəsi : problemlər, perspektivlər və yeni yanaşmalar – Beynəlxalq elmi-praktik konfransın materialları (tezislər)” – Bakı – 2019

Online Qeydiyyat